ЗАКОН г. Москвы от 10.03.2004 N 14
(ред. от 17.09.2008)
"ОБ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
10марта2004года N14
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(в ред. Законов г. Москвы от 28.12.2005 N 1,
от 28.05.2008 N 17, от 17.09.2008 N 41)
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных образовательных учреждениях в различных формах и объеме, установленном государственными образовательными стандартами, определяет дополнительные требования к содержанию основных общеобразовательных программ в части московского регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и особенности деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, направленные на формирование общей культуры личности обучающегося (воспитанника), на формирование здорового образа жизни, на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ с учетом региональной специфики субъекта Российской Федерации - города Москвы.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственные гарантии города Москвы на обязательное среднее (полное) общее образование
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
1. Среднее (полное) общее образование в городе Москве является обязательным.
2. Органы государственной власти города Москвы гарантируют получение гражданами обязательного среднего (полного) общего образования, создают условия для реализации ими права на общедоступное, бесплатное и качественное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование и обеспечивают:
1) равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование;
2) единство образовательного пространства в городе Москве;
3) академические свободы обучающихся - право выбора формы обучения, право на обучение по индивидуальным учебным планам, ускоренный курс обучения;
4) академическую мобильность обучающихся - право выбора образовательного учреждения, свободный переход из одного образовательного учреждения в другое;
5) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья при правильном выборе типа и вида образовательного учреждения с учетом уровня развития обучающегося;
6) преемственность общеобразовательных программ, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования и получения профессионального образования;
7) реализацию права педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;
8) социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогических работников;
9) контроль за соответствием условий осуществления образовательного процесса санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников;
10) реализацию права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию основных общеобразовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников;
11) финансирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Требование обязательности среднего (полного) общего образования по отношению к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Глава 2. МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 2. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов общего образования
1. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, являясь составной частью государственных образовательных стандартов общего образования, определяет дополнительные к установленным федеральным компонентом государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания основных общеобразовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений города Москвы с учетом социально-экономических, географических, культурных и исторических особенностей города Москвы и направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающихся, приобщение их к историческому и культурному наследию, формирование навыков жизненного самоопределения, действий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.
2. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обязателен для реализации в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс по общеобразовательным программам в городе Москве.
3. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования не могут являться основаниями для отказа в приеме в государственное образовательное учреждение города Москвы, реализующее общеобразовательные программы данного уровня, обучающегося из образовательного учреждения другого региона.
4. Основные положения, порядок разработки, утверждения и введения в действие московского регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования устанавливаются Правительством Москвы.
Статья 3. Организационное и финансовое обеспечение базисного учебного плана и учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы обеспечивает возможность формирования компонента образовательного учреждения и организации деятельности обучающихся в различных формах: индивидуальной, в том числе занятия по индивидуальным учебным планам, групповой, экскурсионной, проектной, научно-исследовательской и иной форме и предусматривает:
1) совместную работу двух преподавателей при проведении занятий по учебным предметам в I-XI классах с использованием современных информационных технологий при наличии необходимых условий, подготовленных педагогических кадров и утвержденной образовательной программы;
2) деление I-XI классов, имеющих наполняемость, установленную федеральными нормативными правовыми актами и/или правовыми актами города Москвы, на две группы при проведении занятий по иностранному языку, информатике, профильным предметам, физической культуре при наличии необходимых условий и педагогических кадров, если для данного вида общеобразовательного учреждения не предусмотрено другое деление классов.
2. Учебный план общеобразовательного учреждения составляется на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы и обеспечивает реализацию федерального компонента, московского регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и компонента образовательного учреждения.
Преподавание учебных курсов и дисциплин в образовательном учреждении ведется на основании рабочих программ учебных курсов и дисциплин, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Количество часов, отводимое на изучение отдельных предметов, должно соответствовать обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, требованиям к уровню подготовки выпускников с учетом федерального компонента, московского регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и компонента образовательного учреждения. Количество учебного времени, отводимое на реализацию компонента образовательного учреждения, используется для организации индивидуальных и групповых занятий, углубленного изучения отдельных и/или профильных предметов, организации факультативов и элективных курсов, занятий проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами деятельности.
Рабочая учебная программа, измененная образовательным учреждением более чем на 25 процентов по сравнению с учебными программами, имеющими гриф "допущено" или "рекомендовано" федеральным или городским органом управления образованием, подлежит согласованию с органами, уполномоченными городским органом управления образованием, в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы.
3. Органы государственной власти города Москвы осуществляют финансирование расходов, связанных с реализацией государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, базисного учебного плана, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Глава 3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 4. Общеобразовательные программы и обеспечение преемственности среднего и профессионального образования
1. К общеобразовательным программам относятся программы следующих ступеней общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее (полное) общее образование.
2. Общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными и направлены на обеспечение дальнейшей непрерывности общего и профессионального образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
Взаимодействие высшей и средней школы осуществляется на основе договоров между образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы, и высшими учебными заведениями.
Статья 5. Виды государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы
1. В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, может создавать предусмотренные настоящей статьей типовые и нетиповые государственные образовательные учреждения:
1) детский сад;
2) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других);
3) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
4) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
5) детский сад комбинированного вида;
6) центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников;
7) детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
8) начальная школа - детский сад;
9) начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
10) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других);
11) специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
12) начальная общеобразовательная школа;
13) основная общеобразовательная школа;
14) средняя общеобразовательная школа;
15) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
16) гимназия;
17) лицей;
18) общеобразовательная школа-интернат начального общего образования;
19) общеобразовательная школа-интернат основного общего образования;
20) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования;
21) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
22) гимназия-интернат;
23) лицей-интернат;
24) санаторная школа-интернат;
25) санаторно-лесная школа;
26) кадетская школа;
27) кадетская школа-интернат;
28) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
29) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
30) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
31) детский дом - школа;
32) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
33) специальная общеобразовательная школа;
34) средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
35) средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения";
36) начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья";
37) основная общеобразовательная школа "Школа здоровья";
38) средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья";
39) центр образования "Школа здоровья";
40) центр образования;
41) вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
42) открытая (сменная) общеобразовательная школа.
2. Нетиповые государственные образовательные учреждения создаются в целях обеспечения возможностей на получение общего образования для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование.
3. Модели нетиповых государственных образовательных учреждений, а также особенности организации образовательного процесса в типовых государственных образовательных учреждениях отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой на экспериментальных образовательных площадках города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
Статья 6. Реализация общеобразовательных программ дошкольного образования в городе Москве
1. Дошкольное образование осуществляется в государственных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы данного уровня различной направленности, в негосударственных образовательных организациях и в семейных (домашних) условиях.
2. Государственные дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Допускается функционирование государственных дошкольных образовательных учреждений в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольных образовательных учреждений.
3. В государственных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения, в установленном порядке могут открываться группы кратковременного пребывания.
Количество групп кратковременного пребывания в учреждении устанавливается в зависимости от потребности населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования.
4. Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.
5. В целях оказания детям социально-психологической поддержки и (или) коррекционно-педагогической помощи органы управления образованием создают в учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, условия для проведения диагностико-консультативной работы с детьми, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка.
Статья 7. Реализация иных общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях города Москвы
1. Общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Москве реализуются в государственных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, кадетских школах (кадетских школах-интернатах) в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностями, устанавливаемыми правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.
2. Прогимназия - вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.
3. Кадетская школа - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
4. Кадетская школа-интернат - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса.
6. Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
(часть шестая в ред. Закона г. Москвы от 17.09.2008 N 41)
7. Лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению городского органа управления образованием, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.
8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка.
9. Средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения" - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах государственных образовательных стандартов, а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому).
10. Начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья", основная общеобразовательная школа "Школа здоровья", средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья", центр образования "Школа здоровья" - виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний.
11. Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
12. Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.
Статья 8. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в городе Москве реализуются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Гражданам не может быть отказано в получении образования соответствующего уровня в избранных формах и (или) в их сочетании.
2. Органы государственной власти города Москвы создают условия для поддержки различных форм получения образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечиваются средствами компьютерной техники и связи и программным обеспечением.
3. Образовательное учреждение обязано создавать условия и оказывать содействие обучающемуся в получении им образования в избранной форме.
В случае выявления неосвоения обучающимся общеобразовательных программ в избранной им форме общеобразовательное учреждение рекомендует перевод обучающегося на другую форму получения образования, обеспечивающую качественное и своевременное освоение им общеобразовательных программ.
4. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт общего образования.
Статья 9. Виды классов (групп) в государственных образовательных учреждениях и порядок их комплектования
1. В целях максимального удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах в государственных образовательных учреждениях города Москвы открываются классы различного уровня и направленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, классы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, коррекционно-развивающие классы, спортивные классы (по видам спорта, лечебной физкультуры) и другие.
2. Виды государственных образовательных учреждений, в которых могут открываться классы различного уровня и направленности, порядок их открытия и функционирования определяются правовыми актами города Москвы.
3. Деятельность указанных классов по реализации соответствующих общеобразовательных программ, включая разработку требований к приему, содержанию образования и к организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учреждений, а в части, не урегулированной ими, положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
4. Финансирование указанных классов осуществляется по нормативам финансирования, установленным для государственных образовательных учреждений соответствующего уровня и направленности, а в случае их отсутствия - по нормативам, устанавливаемым правовыми актами города Москвы.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 10. Общие требования к приему в государственные образовательные учреждения города Москвы
1. Порядок комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений и порядок приема в государственные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования определяются учредителем и закрепляются в уставе образовательного учреждения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. Обучение детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6-6,5 года при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и при условии их готовности к освоению общеобразовательных программ начального общего образования, с более раннего возраста - по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения учредителя.
3. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в учреждение допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с ребенком.
4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.
6. Наполняемость классов и групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавливается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях и настоящим Законом.
Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осуществляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем.
Статья 11. Дополнительные требования к приему в десятые классы государственных образовательных учреждений города Москвы
1. В десятые классы государственных образовательных учреждений принимаются обучающиеся, желающие получить среднее (полное) общее образование в данном образовательном учреждении, при наличии личного заявления, аттестата об основном общем образовании и медицинских документов установленного образца.
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
2. Количество десятых классов, открываемых в государственном образовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников девятых классов данного образовательного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование в данном образовательном учреждении.
3. Государственное образовательное учреждение обязано обеспечить возможность продолжения на ступени среднего (полного) общего образования обучения по гимназическим, лицейским программам, программам углубленного изучения отдельных предметов, а также по общеобразовательным программам.
4. При комплектовании лицейских, гимназических классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов, приоритетным правом пользуются выпускники девятых классов этого же государственного образовательного учреждения и выпускники соответствующих классов иных общеобразовательных учреждений в связи с переменой места жительства.
Статья 12. Дополнительные требования к приему в отдельные виды государственных образовательных учреждений города Москвы
1. Прием обучающихся в среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов, гимназию, лицей, кадетскую школу (кадетскую школу-интернат) производится в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы.
2. В первые классы кадетских школ и пятые классы кадетских школ-интернатов принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья обучаться в данном виде образовательного учреждения. Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу (кадетскую школу-интернат) пользуются категории лиц, определенные федеральным законодательством, а также уставом кадетской школы (кадетской школы-интерната).
3. Преимущественным правом при приеме в гимназию, реализующую общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, пользуются выпускники прогимназий, успешно освоившие общеобразовательную программу начального общего образования.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 17.09.2008 N 41)
4. Преимущественным правом при зачислении в лицей пользуются обучающиеся с высоким уровнем базовой подготовки по основным предметам, победители олимпиад по учебным предметам, интеллектуальных марафонов, конкурсов.
5. Комплектование государственных образовательных учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования производится независимо от места проживания детей в городе Москве и их национальной принадлежности.
В среднюю общеобразовательную школу "Школа надомного обучения" принимаются дети на основании заключения городской психолого-медико-социальной комиссии и по направлению органа управления образованием.
Критерии отбора детей и подростков в иные нетиповые государственные образовательные учреждения определяются учредителем.
Статья 13. Финансирование образовательного процесса в отдельных видах государственных образовательных учреждений города Москвы
1. Прогимназия, кадетская школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназия, лицей, центр образования работают по индивидуальным штатным расписаниям, утверждаемым по согласованию с городским органом управления образованием и предусматривающим дополнительное финансирование за счет средств бюджета города Москвы индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений и оплаты отдельных лекций, циклов, курсов.
2. Наполняемость классов и групп продленного дня в прогимназии, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, средней общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназии, лицее устанавливается в количестве 25 обучающихся.
В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицее классы делятся на две группы при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным предметам, которые закрепляются в образовательной программе и учебном плане государственного образовательного учреждения.
В гимназии и лицее классы делятся на три группы при проведении занятий по иностранному языку и информатике.
В прогимназии классы делятся на три группы при проведении занятий по иностранному языку и на две группы при проведении занятий по информатике.
Деление на группы классов с иной наполняемостью осуществляется по согласованию с городским органом управления образованием.
Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования может формировать отдельные группы по изучению предметов на национальном (родном) языке в пределах имеющихся бюджетных ассигнований.
3. При расчете учебной нагрузки учителей прогимназии, гимназии и лицея 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу.
4. Оплата труда руководителей прогимназии, средней общеобразовательной школы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназии и лицея и их заместителей устанавливается по первой группе оплаты труда независимо от объемных показателей учреждения.
5. Сверхнормативное финансирование иных нетиповых государственных образовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
Статья 14. Организация и финансирование образовательного процесса в средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения"
1. Образовательный процесс в средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения" строится на основе сочетания различных форм обучения, которые определяются данным образовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями обучающихся.
С целью предоставления обучающимся возможностей обучения с использованием дистанционных образовательных технологий средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения" выделяется дополнительное финансирование за счет средств бюджета города Москвы на компьютерную технику и программное обеспечение.
2. Средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения" работает по индивидуальному штатному расписанию, утверждаемому городским органом управления образованием.
3. Наполняемость классов при классно-урочной организации обучения составляет не более 8 обучающихся, при групповой - не более 4 обучающихся.
При необходимости организуются индивидуальные занятия с обучающимися.
При проведении занятий по профессиональной подготовке наполняемость группы не должна превышать 6 человек.
4. Объем учебной нагрузки обучающихся определяется индивидуальным учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением с учетом медицинских показаний обучающихся.
Статья 15. Организация и финансирование образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе "Школа здоровья", основной общеобразовательной школе "Школа здоровья", средней общеобразовательной школе "Школа здоровья", центре образования "Школа здоровья"
1. Обучение в начальной общеобразовательной школе "Школа здоровья", основной общеобразовательной школе "Школа здоровья", средней общеобразовательной школе "Школа здоровья", центре образования "Школа здоровья" строится в режиме полного дня, который предусматривает сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха.
Образовательная программа государственных общеобразовательных учреждений "Школа здоровья" ориентирована на вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья при поддержке медико-психолого-социальной службы учреждения.
2. Наполняемость классов и групп продленного дня в государственных общеобразовательных учреждениях "Школа здоровья" устанавливается в количестве 20 обучающихся.
Классы делятся на две группы при проведении занятий по иностранному языку (I-XI классы), трудовому обучению, информатике и вычислительной технике (V-XI классы), при проведении лабораторных работ по химии и физике.
При проведении занятий по физкультуре классы делятся на две группы (I-XI классы) в соответствии с группами здоровья обучающихся. При проведении занятий по лечебной физкультуре наполняемость групп составляет не более 8 обучающихся.
3. В государственных общеобразовательных учреждениях "Школа здоровья" в течение учебного года могут устанавливаться дополнительные каникулы.
4. Медицинская деятельность в государственных общеобразовательных учреждениях "Школа здоровья" осуществляется при наличии соответствующей лицензии.
5. В государственных общеобразовательных учреждениях "Школа здоровья" организуется трехразовое горячее питание для всего контингента обучающихся за счет средств бюджета города Москвы.
6. Финансирование государственных общеобразовательных учреждений "Школа здоровья" осуществляется на основании индивидуального штатного расписания за счет средств бюджета города Москвы.
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИХ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 16. Организация учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы
1. В целях обеспечения реализации права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и государственных образовательных учреждений города Москвы за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение контингентов обучающихся до окончания ими образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, ежегодно проводится персональный учет детей в возрасте до 18 лет, а также проверка приема и явки детей в возрасте от 6 до 18 лет в образовательные учреждения.
2. Списочный учет детей осуществляют управы районов в порядке, установленном Правительством Москвы.
Отраслевые, функциональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы внутренних дел в пределах своей компетенции оказывают содействие территориальным органам исполнительной власти в проведении данной работы.
Органы управления образованием осуществляют организационное и методическое руководство данной работой и создают единую информационную базу данных о детях, подлежащих обучению в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, во взаимодействии с органами местного самоуправления осуществляют проверку приема и явки в них детей, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от учреждения в соответствии со списками, предоставленными управами районов.
3. Положение об организации учета детей утверждается Правительством Москвы.
Статья 17. Обязанности и ответственность государственных образовательных учреждений, обучающихся и их родителей (законных представителей) в области реализации права граждан на общее образование
1. Государственные образовательные учреждения обязаны:
1) осуществлять реализацию образовательных программ и оказывать образовательные услуги обучающимся в соответствии с лицензией в объеме, установленном государственными образовательными стандартами общего образования;
2) развивать общественную и социальную активность обучающихся, формировать у них навыки законопослушного поведения;
3) оказывать помощь и содействие родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию, касающуюся воспитания и обучения их ребенка;
4) совместно с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти, органами внутренних дел и органами местного самоуправления участвовать в проведении работы по выявлению и учету детей в возрасте до 18 лет, подлежащих обучению в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;
5) выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;
6) осуществлять ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информировать органы управления образованием о выбывающих в течение учебного года обучающихся и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, прекративших обучение;
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
7) выполнять иные функции, отнесенные к их компетенции федеральным законодательством и законодательством города Москвы, уставами образовательных учреждений.
2. Государственные образовательные учреждения несут в установленном федеральным законодательством порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к их компетенции;
2) реализацию не в полном объеме общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;
3) несоответствие применяемых форм, методов и средств воспитания, организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, воспитанников;
4) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
5) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
6) иные действия, ответственность за которые предусмотрена законодательством.
3. Обучающиеся должны настойчиво овладевать знаниями и навыками самообразования, принимать активное участие в общественной и культурной жизни образовательного учреждения, общественно-полезном труде, готовиться к осознанному выбору профессии, систематически заниматься физкультурой и спортом, уважительно относиться к родителям, педагогическим и другим работникам.
4. Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечивать получение детьми среднего (полного) общего образования и несут установленную федеральным законодательством ответственность за их воспитание и обучение.
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
Статья 18. Соблюдение прав обучающихся при переводе и отчислении из государственных образовательных учреждений
1. Перевод обучающихся в государственных образовательных учреждениях осуществляется в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. В случае несогласия родителей (законных представителей) с результатами аттестации обучающихся решение об уровне подготовки по общеобразовательной программе принимает комиссия по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение образования.
3. За обучающимися гимназий и лицеев сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс средней общеобразовательной школы.
При условии неуспеваемости обучающегося по гимназической или лицейской программе он может быть аттестован по общеобразовательной программе и по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося переведен в среднюю общеобразовательную школу.
Вопрос о переводе обучающегося в среднюю общеобразовательную школу администрация гимназии или лицея решает совместно с органами управления образованием.
Перевод обучающегося, не получившего общего образования, в другое образовательное учреждение или на иную форму обучения и его трудоустройство осуществляются по представлению органа управления образовательного учреждения и с согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(в ред. Закона г. Москвы от 28.05.2008 N 17)
4. Отчисление обучающихся из государственных образовательных учреждений допускается только в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.
5. Образовательное учреждение незамедлительно информирует об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей), окружную комиссию по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения государственных гарантий в области занятости населения и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случае исключения несовершеннолетнего из образовательного учреждения районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с окружной комиссией по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения государственных гарантий в области занятости населения и родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимает меры по его трудоустройству и (или) продолжению им обучения в другом образовательном учреждении.
(часть пятая в ред. Закона г. Москвы от 28.05.2008 N 17)
Статья 19. Контроль за соблюдением права обучающихся на получение общего образования
1. Контроль за соблюдением образовательными учреждениями федерального законодательства и законодательства города Москвы в области обеспечения права граждан на получение обязательного среднего (полного) общего образования в городе Москве осуществляется комиссиями по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
2. Комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования образуются городским и окружными органами управления образованием и действуют в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
3. В компетенцию городской комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования входит:
1) координация деятельности органов управления образованием и государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
2) организационное и методическое руководство деятельностью окружных комиссий и государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
3) организационное и методическое руководство деятельностью органов местного самоуправления, отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти и органов внутренних дел по списочному учету детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;
4) ежегодный анализ данных учета детей в возрасте до 18 лет;
5) использование единой информационной базы данных учета детей для уточнения планов приема в государственные образовательные учреждения и рационального размещения сети;
6) контроль за соблюдением окружными органами управления образованием и подведомственными государственными образовательными учреждениями условий приема, перевода, аттестации и отчисления обучающихся, иных прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей).
4. В компетенцию окружных комиссий по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования входит:
1) координация деятельности подведомственных государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
2) организационное и методическое руководство деятельностью подведомственных государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
3) организация деятельности подведомственных государственных образовательных учреждений по ведению документации по учету и движению обучающихся, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от образовательного учреждения;
4) координация взаимодействия подведомственных государственных образовательных учреждений с органами местного самоуправления, отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти и органами внутренних дел по осуществлению списочного учета детей, подлежащих обучению;
5) организация приема в подведомственные государственные образовательные учреждения детей и подростков, прибывших в Москву, родители (законные представители) которых не зарегистрированы в городе Москве;
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
6) контроль за соблюдением подведомственными государственными образовательными учреждениями условий приема, перевода, аттестации и отчисления обучающихся, иных прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей).
5. Положение о комиссиях по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования утверждается Правительством Москвы.
6. Порядок создания и компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяются федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 20. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Предложить Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
10 марта 2004 года
N 14
|
|