Законы Москвы

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

ЗАКОН г. Москвы от 09.07.2008 N 34
"О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"


9июля2008года N34




ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ



Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения города Москвы (далее - социальное обслуживание), в целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются понятия, применяемые в федеральном законодательстве, а также следующие основные понятия:
1) государственная система социального обслуживания - совокупность уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания, а также государственных учреждений города Москвы, оказывающих населению услуги социального обслуживания (далее - государственные учреждения социального обслуживания);
2) клиент социальной службы (клиент) - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации либо социально опасном положении, которому в связи с этим предоставляются услуги социального обслуживания;
3) способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность, в том числе соблюдать личную гигиену, а также способность к самостоятельному передвижению, управлению имуществом;
4) обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за не способным к самообслуживанию гражданином, - продолжительная болезнь (более одного месяца), инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе гражданина, частые и продолжительные командировки и другие обстоятельства;
5) трудная жизненная ситуация - совокупность факторов и условий, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие которых гражданин или семья не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, другие факторы и условия);
6) социально опасное положение - совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, внутрисемейные конфликты, противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми;
7) государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве - установленные правовыми актами города Москвы требования к объему и качеству услуг в сфере социального обслуживания;
8) стационарное социальное обслуживание - оказание клиентам услуг социального обслуживания в условиях постоянного проживания либо временного пребывания в учреждениях стационарного социального обслуживания;
9) нестационарное социальное обслуживание - оказание клиентам, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации либо социально опасном положении, услуг социального обслуживания без проживания в учреждениях стационарного социального обслуживания;
10) социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей среде жизнедеятельности;
11) социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или максимально полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;
12) работник социальной службы - работники государственных учреждений социального обслуживания.

Статья 2. Правовая основа настоящего Закона

Правовой основой настоящего Закона являются общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания, Устав города Москвы и другие законы города Москвы.

Статья 3. Основные принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) гуманности, милосердия, добровольности, уважения достоинства личности, социальной справедливости, учета этнокультурных традиций;
2) адресности, законности, конфиденциальности, открытости, профессиональной компетентности;
3) обеспечения равных возможностей в получении и доступности услуг социального обслуживания для граждан;
4) приоритетности предоставления услуг социального обслуживания находящимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, а также взрослым недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам;
5) выбора форм социального обслуживания, ориентированных на индивидуальные потребности граждан;
6) комплексности социального обслуживания;
7) профилактической направленности;
8) соблюдения прав человека и гражданина;
9) ответственности должностных лиц органов государственной власти и учреждений за предоставление гарантированных услуг социального обслуживания.

Статья 4. Лица, имеющие право на социальное обслуживание

1. Жителям города Москвы гарантируется получение услуг социального обслуживания в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
2. Постоянно проживающим на территории города Москвы иностранным гражданам, лицам без гражданства, в том числе беженцам, гарантируются те же права в сфере социального обслуживания, что и гражданам Российской Федерации, если иное не установлено нормами международных договоров Российской Федерации и федеральными законами.
3. Социальное обслуживание бездомных граждан, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством на территории города Москвы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы.

Глава 2. УСЛУГИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОРЯДОК
ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 5. Виды услуг социального обслуживания

Услуги социального обслуживания, заключающиеся в оказании государственными учреждениями социального обслуживания помощи клиенту для преодоления им социально опасного положения или трудной жизненной ситуации, подразделяются на следующие виды:
1) социально-экономические;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) социально-педагогические;
5) социально-бытовые;
6) культурно-досуговые;
7) оказание социально-правовой помощи;
8) консультирование;
9) социальное сопровождение;
10) социальная реабилитация;
11) иные услуги социального обслуживания.

Статья 6. Основания и порядок предоставления услуг социального обслуживания

1. Социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания осуществляется по желанию граждан постоянно или временно (от одного до шести месяцев) на основании:
1) личного заявления гражданина или его опекуна, попечителя, другого законного представителя, заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения;
2) выявления работником социальной службы в порядке, установленном Правительством Москвы, нуждаемости в социальном обслуживании гражданина либо семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении, - с их согласия.
2. Социальное обслуживание отдельных категорий граждан может осуществляться без их согласия в случае и порядке, предусмотренных федеральными законами.
3. В специализированные государственные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), принимаются несовершеннолетние в соответствии с порядком, установленным федеральными законами и правовыми актами города Москвы.
4. Определение видов социального обслуживания, в которых нуждается гражданин, производится на основании оценки индивидуальной нуждаемости в услугах социального обслуживания, определяющей степень потребности в указанных услугах (с учетом факторов и условий, определяющих социально опасное положение или трудную жизненную ситуацию), необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности.
5. Оценка индивидуальной нуждаемости в услугах социального обслуживания осуществляется государственным учреждением социального обслуживания в течение одного месяца со дня обращения по поводу необходимости обеспечения гражданина либо семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, услугами социального обслуживания, за исключением срочного социального обслуживания, предоставляемого немедленно по их просьбе.
6. Оказание услуг социального обслуживания (за исключением предоставляемых отделением срочного социального обслуживания) оформляется договором, заключаемым между клиентом (его законным представителем) и государственным учреждением социального обслуживания.
7. Форма примерного договора оказания услуг социального обслуживания утверждается Правительством Москвы.

Статья 7. Территориальный перечень гарантированных услуг социального обслуживания

1. Территориальный перечень гарантированных услуг социального обслуживания (далее - территориальный перечень гарантированных услуг) утверждается Правительством Москвы.
2. В территориальный перечень гарантированных услуг включаются бесплатные услуги социального обслуживания, оказание которых необходимо в целях поддержания нормальной жизнедеятельности клиентов, с учетом форм и видов социального обслуживания, установленных настоящим Законом.
3. Дополнительные услуги, оказываемые клиентам по их просьбе сверх территориального перечня гарантированных услуг, предоставляются за плату.

Статья 8. Бесплатное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется в рамках:
1) территориального перечня гарантированных услуг;
2) городских стандартов социального обслуживания;
3) по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
2. Бесплатное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;
2) гражданам, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, иными чрезвычайными ситуациями; пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) находящимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, а также взрослым недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам;
4) инвалидам с детства, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания;
5) иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
3. Внеочередное получение бесплатного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется:
1) несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беспризорные дети, а также несовершеннолетние, подвергшиеся насилию);
2) ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;
3) находящимся в трудной жизненной ситуации беременным женщинам, в том числе несовершеннолетним и одиноким;
4) находящимся в трудной жизненной ситуации одиноким родителям, разведенным женщинам и мужчинам, вдовам и вдовцам, несовершеннолетним, воспитывающим детей, в том числе детей-инвалидов;
5) одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, не способным самостоятельно обеспечить себе нормальную жизнедеятельность и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
6) одиноким гражданам старше 80 лет и одиноким инвалидам старше 70 лет;
7) лицам, подвергшимся насилию;
8) семьям, находящимся в социально опасном положении;
9) взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, а также лицам с ограниченной дееспособностью;
10) иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
4. Порядок и условия предоставления бесплатного социального обслуживания определяются Правительством Москвы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9. Социальное обслуживание населения в государственных учреждениях социального обслуживания на условиях частичной или полной оплаты

1. Порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания определяются Правительством Москвы.
2. Тарифы (цены) на платные услуги социального обслуживания, оказываемые населению в государственных учреждениях социального обслуживания, устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере ценовой и тарифной политики.
3. Условия и порядок оплаты услуг социального обслуживания, оказываемых организациями социального обслуживания иных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, устанавливаются ими самостоятельно.

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ КЛИЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 10. Право на отказ от социального обслуживания

1. Граждане, а также их законные представители имеют право отказаться от услуг социального обслуживания. В случае отказа от социального обслуживания гражданам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
2. Отказ гражданина от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния его здоровья или угрозу для его жизни, оформляется письменным заявлением гражданина или его законного представителя, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Статья 11. Обеспечение права граждан на информацию в сфере социального обслуживания

1. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают реализацию права граждан на информацию о видах и формах социального обслуживания, условиях их предоставления и оплаты. Указанная информация предоставляется бесплатно.
2. Информация о перечне услуг социального обслуживания предоставляется работниками социальной службы непосредственно гражданам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям.
3. Граждане, направляемые в государственные учреждения стационарного социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами предоставляемых ими услуг социального обслуживания, в том числе путем личного посещения и ознакомления с условиями проживания в указанных учреждениях.

Глава 4. ВИДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 12. Виды социального обслуживания

1. Социальное обслуживание осуществляется в следующих видах:
1) нестационарное социальное обслуживание;
2) стационарное социальное обслуживание (в том числе предоставление временного приюта);
3) предоставление жилого помещения в домах специализированного жилищного фонда города Москвы системы социального обслуживания населения.
2. Социальное обслуживание по желанию граждан может осуществляться на постоянной или временной основе.

Статья 13. Формы нестационарного социального обслуживания

Нестационарное социальное обслуживание осуществляется в следующих основных формах:
1) организация горячего питания;
2) доставка продуктов на дом по месту проживания на территории города Москвы;
3) обеспечение остро нуждающихся лиц одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
4) организация предоставления санитарно-гигиенических услуг;
5) содействие в организации стирки и химчистки одежды и ремонта обуви;
6) помощь в организации ремонта и уборки жилого помещения;
7) наблюдение за состоянием здоровья, оказание первичной доврачебной помощи;
8) организация предоставления патронажных услуг и выполнение медицинских процедур в соответствии с назначением лечебно-профилактических учреждений;
9) сопровождение в государственные медицинские учреждения и доставка лекарственных средств;
10) помощь в получении экстренных социально-медицинских и социально-психологических услуг;
11) организация уличной работы с гражданами, находящимися в социально опасном положении на территории города Москвы;
12) содействие в организации юридической помощи;
13) предоставление временного приюта (в том числе ночлега);
14) приобретение билетов для возвращения к месту постоянного проживания;
15) оплата жилищно-коммунальных услуг и телефона;
16) содействие в обеспечении топливом и (или) водой проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения;
17) организация захоронения одиноких граждан, не имеющих родственников;
18) содействие в оформлении правоустанавливающих документов, социальных выплат и социальной карты москвича;
19) помощь в написании писем и заявлений;
20) оказание социально-психологической помощи нуждающимся гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными родителями пожилого возраста, детьми-инвалидами, другими близкими родственниками;
21) оформление подписки на периодические издания, доставка по просьбе клиентов книг и иной печатной продукции;
22) проведение санитарно-просветительной работы;
23) содействие в организации досуга;
24) иные формы социального обслуживания в соответствии с правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Социальное обслуживание на дому

1. Гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, услуги социального обслуживания предоставляются непосредственно по месту их проживания на территории города Москвы в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в порядке, установленном Правительством Москвы.
2. Социальное обслуживание на дому осуществляется социальными работниками:
1) не реже двух раз в неделю в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию;
2) в неотложном порядке в виде разовых услуг социального обслуживания в отношении граждан, частично утративших способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, остро нуждающихся в социальной поддержке.
3. Кроме услуг социального обслуживания, предусмотренных территориальным перечнем гарантированных услуг, гражданам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Статья 15. Социально-медицинское обслуживание на дому

1. Социально-медицинское обслуживание на дому по месту проживания на территории города Москвы граждан, нуждающихся в надомных услугах социально-медицинского характера, включает:
1) наблюдение за состоянием здоровья;
2) оказание первичной доврачебной помощи;
3) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
4) содействие в оказании санитарно-гигиенических или патронажных услуг;
5) проведение санитарно-просветительской работы;
6) оказание социально-психологической помощи гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными пожилыми родителями, детьми-инвалидами, другими близкими родственниками, в том числе в период после понесенной этими гражданами утраты члена их семьи.
2. Прием на социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется при отсутствии противопоказаний.
3. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями государственных учреждений социального обслуживания, в штат которых, кроме социальных работников, входят медицинские работники. Периодичность посещения граждан пожилого возраста и инвалидов на дому в указанных отделениях устанавливается не реже трех раз в неделю.
4. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может быть отказано в социальном обслуживании на дому при наличии медицинских противопоказаний, установленных федеральным законодательством.
5. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг по основаниям, указанным в части 4 настоящей статьи, подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и учреждения здравоохранения.

Статья 16. Социальное сопровождение

1. Социальное сопровождение осуществляется социальными службами временно или постоянно в целях оказания гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, услуг социального обслуживания, а также предотвращения опасных для их здоровья и благополучия последствий необеспеченности указанными услугами.
2. Социальное сопровождение предоставляется:
1) несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
2) воспитанникам детских государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных учреждениях;
3) семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
5) лицам, подвергшимся насилию;
6) многодетным семьям;
7) семьям с детьми-инвалидами;
8) взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, а также лицам с ограниченной дееспособностью.
3. Предоставление социального сопровождения осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций.

Статья 17. Социально-консультативная помощь

1. Социально-консультативная помощь в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется в виде информирования о перечне предоставляемых услуг социального обслуживания, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
2. Клиентам, остро нуждающимся в социальной поддержке, социально-консультативная помощь в государственных учреждениях социального обслуживания оказывается в неотложном порядке.
3. Социально-консультативная помощь может оказываться в устной, письменной форме, а также с использованием телефона и (или) электронных средств связи. Форма помощи определяется по выбору гражданина.
4. Социально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержку граждан, активизацию усилий в решении их проблем и предусматривает:
1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2) консультативную помощь в профессиональной ориентации, обучении и трудоустройстве;
3) социально-правовую помощь в пределах компетенции государственных учреждений социального обслуживания;
4) профилактику различного рода социально-психологических отклонений и социальных конфликтов;
5) содействие в организации досуга лиц, находящихся на социальном обслуживании;
6) иные меры по созданию социального благополучия.
5. Оказание социально-правовой помощи клиентам государственных учреждений социального обслуживания в решении вопросов пенсионного обеспечения, предоставления денежных выплат, социальной поддержки и реабилитации, защиты прав детей включает в себя: разъяснение клиентам сути интересующих вопросов и порядка их решения, осуществление содействия в подготовке и направлении в компетентные организации необходимых документов, контроль за их рассмотрением, в том числе посещение этих организаций работниками государственных учреждений социального обслуживания по просьбе клиентов.

Статья 18. Срочное социальное обслуживание

1. Срочное социальное обслуживание осуществляется бесплатно в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, для удовлетворения их первичных социально-бытовых и иных нужд.
2. Срочное социальное обслуживание включает услуги, предусмотренные территориальным перечнем гарантированных услуг.

Статья 19. Предоставление адресной социальной помощи остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам и семьям с детьми

1. Адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.
2. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами.
3. Порядок предоставления адресной социальной помощи, в том числе разовой материальной помощи, устанавливается Правительством Москвы.

Статья 20. Социальное обслуживание в дневное время

1. Социальное обслуживание населения в дневное время осуществляется путем оказания клиентам социально-бытовых, социально-медицинских, культурно-досуговых и иных социальных услуг непосредственно по месту нахождения государственного учреждения социального обслуживания.
2. Социальное обслуживание в дневное время предоставляется:
1) гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе детям-инвалидам, частично сохранившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в услугах социального обслуживания либо не сохранившим указанную способность и вследствие этого нуждающимся в услугах социального обслуживания на период отсутствия членов семьи, обеспечивающих уход за ними на дому по месту проживания на территории города Москвы;
2) другим лицам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении.

Статья 21. Предоставление социально-реабилитационных услуг

1. Социально-реабилитационные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания оказываются инвалидам, в том числе детям-инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетним, другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в оказании им профессиональной, социальной или психологической помощи.
2. Социально-реабилитационные услуги предоставляются в соответствии с рекомендациями учреждений здравоохранения по проведению реабилитационных, оздоровительных мероприятий и (или) индивидуальной программой реабилитации инвалида, разработанной учреждением медико-социальной экспертизы.
3. Социально-реабилитационные услуги несовершеннолетним предоставляются в соответствии с программой реабилитации, утверждаемой руководителем государственного учреждения социального обслуживания.
4. Продолжительность пребывания в реабилитационном отделении учреждения социального обслуживания граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется характером и сроками необходимых для них реабилитационных и оздоровительных мероприятий.

Статья 22. Дополнительные формы социального обслуживания на предприятиях потребительского рынка и услуг

1. В порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы, предприятиями потребительского рынка и услуг гражданам льготных категорий предоставляются дополнительные формы социального обслуживания:
1) обслуживание в аккредитованных социальных магазинах с предоставлением скидки на товары социально необходимого набора (потребительской корзины) в размерах, установленных Правительством Москвы;
2) получение по льготным ценам бытовых услуг, перечень, периодичность оказания и уровень ценовых скидок которых устанавливаются Правительством Москвы;
3) получение в аккредитованных социальных предприятиях общественного питания комплексных обедов, наценка на которые не должна превышать 60 процентов.
2. Порядок аккредитации предприятий потребительского рынка и услуг, а также порядок компенсации затрат указанным предприятиям устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 23. Стационарное социальное обслуживание

1. Стационарное социальное обслуживание предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению и вследствие этого нуждающимся в постоянном постороннем уходе, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям с ограниченными возможностями здоровья.
2. Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом граждан, состоянием их здоровья и социальным положением.
3. Стационарное социальное обслуживание включает:
1) меры по созданию для клиентов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
2) реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение клиентам ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга, питания, посильной трудовой деятельности.
4. Стационарное социальное обслуживание включает:
1) размещение клиентов в жилых помещениях государственных учреждений социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и законами города Москвы;
2) организацию питания клиентов;
3) оказание комплекса услуг социального обслуживания в соответствии с индивидуальной нуждаемостью клиента и проведение мероприятий медицинского, психологического и социального характера;
4) содействие в получении клиентами бесплатной медицинской помощи в государственных медицинских организациях;
5) обеспечение помещениями для получения образования детьми-инвалидами и инвалидами молодого возраста;
6) обеспечение помещениями для участия в реабилитационных мероприятиях, трудовой терапии, бытовом обслуживании, культурно-досуговой деятельности и для отдыха.
5. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в государственные стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
6. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может быть отказано в стационарном социальном обслуживании при наличии медицинских противопоказаний, установленных федеральным законодательством.
7. Граждане пожилого возраста и инвалиды, иные граждане, проживающие в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются администрацией указанных учреждений на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения.
8. Граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством, при отсутствии медицинских противопоказаний и по личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания (специальные отделения) в порядке, определяемом Правительством Москвы.
9. В отношении граждан, проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания, не допускаются применение средств физического сдерживания, лекарственных средств, а также их изоляция в целях наказания или создания удобств для персонала указанных учреждений.
10. Граждане, проживающие в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный положением о государственном учреждении социального обслуживания порядок проживания, могут быть отчислены по инициативе администрации указанных учреждений либо с согласия клиентов переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.
11. Администрация государственного учреждения стационарного социального обслуживания обеспечивает возможность свободного посещения граждан пожилого возраста и инвалидов - клиентов указанных учреждений их законными представителями, родственниками, священнослужителями и другими лицами, с которыми они желают встретиться, как в выходные, так и в рабочие дни в соответствии с распорядком работы учреждения.

Статья 24. Основные формы стационарного социального обслуживания

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в следующих основных формах:
1) предоставление одежды, обуви, постельных принадлежностей и других предметов первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода в установленном порядке;
2) предоставление в пользование оборудования, в том числе мебели;
3) содействие в организации оказания услуг предприятиями торговли и связи, а также информационных услуг;
4) содействие в организации проезда на обучение, лечение, консультации;
5) приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;
6) обеспечение условий для отправления религиозных обрядов;
7) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
8) содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
9) проведение медицинских, социальных и реабилитационных мероприятий, в том числе для инвалидов на основе индивидуальных программ реабилитации;
10) организация получения бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
11) содействие в получении протезно-ортопедической и зубопротезной помощи;
12) обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;
13) содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение;
14) содействие в получении бесплатных юридических, психологических и иных консультативных услуг;
15) обеспечение представительства в органах государственной власти, в том числе в суде, в целях защиты прав и интересов клиента;
16) оказание помощи в написании и оформлении писем, обращений и других документов;
17) оказание содействия в реализации права на пенсионное обеспечение и предоставление других социальных выплат;
18) создание условий для дошкольного воспитания детей и получения детьми школьного образования по специальным программам с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
19) создание условий для получения образования инвалидами по специальным программам с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
20) создание условий для обучения доступным профессиональным навыкам и использования остаточных трудовых возможностей, участия в посильной трудовой деятельности;
21) содействие в обеспечении книжной и иной печатной продукцией;
22) обеспечение культурно-досуговой деятельности;
23) обеспечение при прекращении стационарного социального обслуживания одеждой, обувью и единовременным денежным пособием по нормативам, утвержденным правовыми актами города Москвы;
24) организация ритуальных услуг или содействие в организации ритуальных услуг членам семьи, близким родственникам или представителям умершего клиента;
25) иные формы стационарного социального обслуживания.

Статья 25. Социальное обслуживание несовершеннолетних в государственных специализированных учреждениях

1. Социальное обслуживание в специализированных учреждениях социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предоставляется детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беспризорным детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
2. Оказание услуг социального обслуживания несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется на основе программы социальной реабилитации, включающей профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты, в том числе социальный патронаж. Конкретные виды услуг социального обслуживания отражаются в индивидуальной или групповой программе социальной реабилитации несовершеннолетнего.
3. Услуги социального обслуживания могут предоставляться несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, без их письменного заявления в случаях и порядке, установленных федеральными законами и правовыми актами города Москвы.
4. Отчисление воспитанников из специализированных государственных учреждений социального обслуживания осуществляется в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами города Москвы.
5. По окончании пребывания в государственном специализированном учреждении несовершеннолетние могут приниматься на социальное сопровождение в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.

Статья 26. Предоставление временного приюта

Временный приют в государственном специализированном учреждении социального обслуживания временного пребывания (далее - учреждение временного пребывания) осуществляется в режиме круглосуточного пребывания и предоставляется:
1) детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; безнадзорным несовершеннолетним;
2) бездомным гражданам, а также лицам, занимающимся бродяжничеством и попрошайничеством, в том числе не имеющим документов, удостоверяющих личность;
3) гражданам, освободившимся из мест лишения свободы;
4) бездомным гражданам, оказавшимся в городе Москве в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, и нуждающимся в оказании медико-социальной помощи;
5) гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате террористических актов, вооруженных и межэтнических конфликтов;
6) другим лицам, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2. Прием в учреждение временного пребывания производится на основании личного заявления клиента после осмотра его дежурным врачом (фельдшером) и санитарной обработки (при необходимости).
3. Бесплатное питание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, бездомных граждан, пребывающих (ночующих) в учреждениях временного пребывания, организуется:
1) в домах ночного пребывания и социальных гостиницах - путем раздачи продуктов быстрого приготовления;
2) в центрах социальной адаптации, на территориях санпропускников, в других государственных учреждениях социального обслуживания для бездомных граждан и лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, - путем предоставления горячего питания.
4. При предоставлении временного приюта гражданам, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи, оказавшимся в городе Москве в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, соответствующее специализированное государственное учреждение социального обслуживания оказывает им содействие в восстановлении утраченных социальных связей, поиске родственников, отправке к прежнему месту жительства, приобретении железнодорожных билетов в порядке, установленном Правительством Москвы.
5. Для бездомных граждан с ограниченными физическими возможностями, нуждающихся в постороннем уходе, срок временного пребывания в учреждении временного пребывания продлевается до решения вопроса их жизнеустройства.

Статья 27. Предоставление жилого помещения в домах специализированного жилищного фонда города Москвы системы социального обслуживания населения

1. Жилые помещения в домах специализированного жилищного фонда города Москвы системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Москве и нуждающихся в предоставлении им медицинских и социально-бытовых услуг (дееспособных и имеющих способность к самообслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов).
2. Порядок и условия предоставления жилых помещений в домах специализированного жилищного фонда города Москвы системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 28. Социальные жилые дома

1. Социальные жилые дома относятся к специализированному жилищному фонду города Москвы системы социального обслуживания населения и являются стационарными учреждениями социального обслуживания, предназначенными для постоянного проживания граждан пожилого возраста, супружеских пар граждан пожилого возраста и инвалидов (при условии передачи принадлежащего им на праве собственности жилья городу Москве) и создания условий для их самореализации и удовлетворения основных жизненных потребностей.
2. Ограничениями для вселения в социальные жилые дома граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, являются наличие у них карантинных инфекционных, психических, онкологических и других тяжелых заболеваний, туберкулеза в открытой форме, полная утрата ими способности к самообслуживанию, а также наличие у указанных граждан алкогольной и (или) наркотической зависимости.
3. Лица, проживающие в социальных жилых домах, утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постороннем уходе, обслуживаются социальным работником, и им предоставляется социально-бытовая помощь, предусмотренная территориальным перечнем гарантированных услуг, а также по их желанию организуется предоставление на договорной основе дополнительных платных услуг.
4. Порядок предоставления жилой площади в социальных жилых домах, организации социально-бытового, медицинского, культурного и других видов обслуживания, а также посильной трудовой деятельности проживающих в социальных жилых домах граждан устанавливается Правительством Москвы.

Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 29. Государственные стандарты социального обслуживания

1. Государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве (далее - государственные стандарты социального обслуживания) обеспечивают решение следующих задач:
1) определение единых требований к объему и качеству, порядку и условиям социального обслуживания;
2) обеспечение клиентов информацией о качестве, результатах и формах социального обслуживания;
3) соблюдение прав граждан на получение качественного и своевременного социального обслуживания на основе адресного подхода с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, личного выбора видов и форм получения услуг социального обслуживания;
4) защита интересов клиентов социального обслуживания;
5) регулирование отношений в сфере социального обслуживания между органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями социального обслуживания и клиентами;
6) объективная оценка деятельности государственных учреждений социального обслуживания;
7) расширение спектра услуг социального обслуживания за счет развития социального обслуживания организациями иных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями.
2. Государственные стандарты социального обслуживания устанавливаются Правительством Москвы.
3. Государственные стандарты социального обслуживания учитываются при определении объемов финансирования из бюджета города Москвы государственных учреждений социального обслуживания, а также объемов государственного заказа на предоставление услуг социального обслуживания организациями иных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями.
4. В целях оценки уровня обеспеченности населения услугами социального обслуживания в городе Москве осуществляется мониторинг в области реализации государственных стандартов социального обслуживания в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 30. Содержание государственных стандартов социального обслуживания

1. Государственные стандарты социального обслуживания включают требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества услуги социального обслуживания в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая внесение запроса об оказании соответствующей услуги, его оформление и регистрацию, ожидание услуги, ее получение, контроль качества услуги и рассмотрение жалоб (претензий) клиентов.
2. Государственные стандарты социального обслуживания должны содержать:
1) перечень категорий клиентов;
2) перечень документов, необходимых для оказания услуги социального обслуживания;
3) требования к сроку оказания услуги социального обслуживания, а также к срокам совершения действий и принятия решений в процессе оказания услуги социального обслуживания;
4) перечень оснований для отказа в оказании услуги социального обслуживания;
5) описание результата оказания услуги социального обслуживания;
6) квалификационные требования к должностным лицам и работникам, непосредственно обеспечивающим оказание услуги социального обслуживания;
7) требования к месту предоставления услуги социального обслуживания с учетом его транспортной и пешеходной доступности;
8) режим работы государственного учреждения социального обслуживания, оказывающего услугу социального обслуживания, порядок доступа и обращения в указанное учреждение;
9) очередность предоставления услуги социального обслуживания в случае превышения спроса на нее над возможностью ее предоставления без ожидания, в том числе сроки и условия ожидания оказания услуги социального обслуживания;
10) требования к информационному обеспечению клиентов при обращении за получением услуги социального обслуживания и в ходе ее оказания;
11) особенности предоставления услуги социального обслуживания отдельным категориям граждан;
12) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на несоблюдение городского норматива социального обслуживания;
13) порядок исправления возможных недостатков при оказании услуги социального обслуживания.
3. Государственные стандарты социального обслуживания могут содержать иные положения, необходимые для повышения качества и доступности услуг социального обслуживания.

Статья 31. Социальные нормы и нормативы обеспеченности услугами социального обслуживания

Социальные нормы и нормативы обеспеченности услугами социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания, нормативы и тарифы на гарантированные социальные услуги устанавливаются Правительством Москвы.

Глава 6. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 32. Государственная система социального обслуживания

Государственная система социального обслуживания состоит из уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания и следующих государственных учреждений социального обслуживания, оказывающих населению услуги социального обслуживания:
1) центры социального обслуживания;
2) комплексные центры социального обслуживания;
3) центры социальной помощи семье и детям;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) социальные приюты для детей и подростков;
6) центры социальной реабилитации и досуговой работы для инвалидов;
7) центры социальной реабилитации для детей-инвалидов;
8) психоневрологические интернаты;
9) детские дома-интернаты для умственно отсталых детей;
10) пансионаты для ветеранов войны и труда;
11) геронтопсихиатрические центры;
12) пансионаты для инвалидов по зрению;
13) реабилитационные центры для инвалидов;
14) социально-реабилитационные центры ветеранов войн и Вооруженных Сил;
15) кризисные центры помощи женщинам;
16) учреждения социальной помощи для бездомных граждан;
17) учреждения для содержания иностранных граждан с несовершеннолетними детьми;
18) социальные жилые дома;
19) центры технических средств реабилитации;
20) реабилитационные центры по социальной адаптации инвалидов и участников военных действий;
21) иные учреждения, определяемые Правительством Москвы.

Статья 33. Управление и контроль в сфере социального обслуживания

1. Управление государственной системой социального обслуживания в городе Москве осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания несут ответственность за обеспечение качества, доступности социального обслуживания, обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания в государственной системе социального обслуживания, утверждают типовые положения, штатные нормативы и структуру государственных учреждений социального обслуживания.
3. Контроль за деятельностью государственных учреждений социального обслуживания по предоставлению услуг социального обслуживания осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 34. Иные организации и лица, оказывающие услуги социального обслуживания

1. Социальное обслуживание наряду с государственными учреждениями социального обслуживания осуществляется организациями иных организационно-правовых форм, в том числе общественными, некоммерческими организациями, профессиональными ассоциациями, благотворительными и религиозными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
2. Организации иных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели оказывают услуги социального обслуживания в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в том числе на конкурсной основе с учетом городских стандартов социального обслуживания.

Статья 35. Попечительские и общественные советы в государственных учреждениях социального обслуживания

1. В государственных учреждениях социального обслуживания могут создаваться попечительские и общественные советы в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих учреждений и соблюдением ими федерального законодательства и законодательства города Москвы.
2. Деятельность попечительского и (или) общественного совета осуществляется в соответствии с положением о попечительском и (или) общественном совете.

Статья 36. Взаимодействие государственных учреждений социального обслуживания и организаций иных организационно-правовых форм

Государственные учреждения социального обслуживания осуществляют взаимодействие с организациями иных форм собственности при оказании ими добровольной помощи клиентам социального обслуживания.

Глава 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ, ФИНАНСОВОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 37. Информационное обеспечение деятельности в сфере социального обслуживания

1. В целях обеспечения доступности информации о системе социального обслуживания в городе Москве уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания создается Карта социального обслуживания города Москвы, размещаемая на официальных Интернет-сайтах уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, информационных стендах учреждений и организаций и в других средствах информации.
2. Карта социального обслуживания города Москвы должна содержать:
1) общую характеристику социального обслуживания в городе Москве;
2) информацию о расположении государственных учреждений социального обслуживания на территории города и маршрутах движения общественного транспорта к ним;
3) характеристику каждого учреждения социального обслуживания, условия получения в них услуг социального обслуживания;
4) государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве;
5) информацию о времени, месте и порядке оказания консультативной помощи по вопросам социального обслуживания;
6) тексты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих вопросы социального обслуживания.
3. Карта социального обслуживания города Москвы формируется в порядке, установленном уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания.

Статья 38. Финансовое обеспечение социального обслуживания

1. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания и мероприятий, осуществляемых в соответствии с настоящим Законом, является расходным обязательством города Москвы.
2. Финансирование организаций социального обслуживания иных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей осуществляется:
1) из источников, предусмотренных их уставами либо другими учредительными документами, и иных источников, не запрещенных законодательством;
2) за счет средств бюджета города Москвы - в случае привлечения указанных организаций к предоставлению услуг социального обслуживания на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы в области размещения государственного заказа, а также в иных случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 39. Профессиональная деятельность по социальному обслуживанию

1. Профессиональная деятельность по социальному обслуживанию осуществляется работниками государственных учреждений социального обслуживания и иными специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, при наличии оснований, условий и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. Для определения уровня профессиональной подготовки работников государственных учреждений социального обслуживания и выдачи им квалификационных аттестатов проводится аттестация.
3. Порядок и условия проведения аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания определяются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания.
4. Сведения о работниках, получивших квалификационный аттестат, заносятся в соответствующий реестр в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания.

Статья 40. Меры социальной поддержки работников государственных учреждений социального обслуживания

1. Социальным работникам, занятым в государственных учреждениях социального обслуживания:
1) предоставляется специальная одежда, обувь и инвентарь либо производится выплата денежной компенсации на их приобретение, которая подлежит ежегодной индексации;
2) выплачивается денежная компенсация расходов на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) при исполнении служебных обязанностей, которая подлежит ежегодной индексации, при условии, если им в установленном порядке не предоставляются льготы на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта по другим основаниям;
3) выплачивается денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых открытым акционерным обществом "Московская городская телефонная сеть" на территории города Москвы;
4) обеспечивается повышение квалификации за счет работодателя один раз в пять лет;
5) обеспечивается право при исполнении служебных обязанностей на внеочередное обслуживание лечебно-профилактическими и фармацевтическими предприятиями, едиными информационно-расчетными центрами, учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждениями медико-социальной экспертизы, предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями Сберегательного банка Российской Федерации, учреждениями, оказывающими юридические услуги;
6) обеспечивается бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу, бесплатное диспансерное наблюдение в государственных учреждениях здравоохранения.
2. Заведующим отделениями и специалистам по социальной работе центров и комплексных центров социального обслуживания выплачивается денежная компенсация расходов на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) при исполнении служебных обязанностей в размере, устанавливаемом Правительством Москвы, которая подлежит ежегодной индексации, при условии, если им в установленном порядке не предоставляются льготы на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта по другим основаниям.
3. Работникам государственных стационарных учреждений социального обслуживания, проживающим в Московской области и других прилегающих к ней областях, выплачивается денежная компенсация на проезд пригородным железнодорожным транспортом.
4. Медицинским работникам государственных учреждений социального обслуживания меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
5. Педагогические работники государственных учреждений социального обслуживания, состоящие в трудовых отношениях с данными учреждениями, имеют право на меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы для педагогических работников государственных учреждений образования.
6. Перечень должностей, примерный перечень и нормы выдачи специальной одежды, обуви и инвентаря, размер денежной компенсации на их приобретение, а также порядок и условия предоставления иных мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о социальном обслуживании

1. Действия (бездействие) работников государственных органов, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, повлекшие нарушения прав граждан в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти либо в суд.
2. Ответственность лиц, занятых в сфере социального обслуживания, за нарушение настоящего Закона, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 июля 2008 года
N 34