Законы Москвы

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

ЗАКОН г. Москвы от 24.10.2001 N 53
"ОБ ОСНОВАХ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ"


24октября2001года N53




ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

ОБ ОСНОВАХ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ



Настоящий Закон устанавливает основы научно - технической политики города Москвы, общие условия и порядок ее формирования и реализации, а также осуществления соответствующей научно - технической деятельности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа научно - технической политики и научно - технической деятельности в городе Москве

Правовую основу научно - технической политики и научно - технической деятельности в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О науке и государственной научно - технической политике", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы, принятые в соответствии с настоящим Законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. В настоящем Законе используются основные понятия, определенные Федеральным законом "О науке и государственной научно - технической политике", а также следующие понятия:
а) социально - экономическое развитие города - повышение качества жизни и культурного уровня населения города, уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг, эффективности управления жизнедеятельностью города;
б) научно - техническая политика органов государственной власти города Москвы - совокупность целей и задач города в области научно - технической деятельности, а также принципов, критериев и механизмов, на основе и с использованием которых обеспечиваются решение данных задач и достижение указанных целей;
в) научно - техническая программа города - утвержденный в установленном порядке комплекс мероприятий, направленных на научно - техническое обеспечение социально - экономического развития города и согласованных по целям, ресурсам, исполнителям и срокам.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 3. Основная цель научно - технической политики города Москвы

1. Научно - техническая политика города Москвы является составной частью социально - экономической политики города Москвы.
2. Основной целью научно - технической политики города Москвы является достижение высокой эффективности научно - технического обеспечения социально - экономического развития города.
3. Научно - техническая политика города Москвы формируется и реализуется в тесной взаимосвязи с Генеральным планом развития города Москвы, инвестиционной, инновационной, промышленной, внешнеэкономической политикой города, политикой города в иных областях деятельности.

Статья 4. Основные задачи научно - технической политики города Москвы

Основными задачами научно - технической политики города Москвы являются:
а) формирование и развитие научно - технического потенциала города Москвы, необходимого для научно - технического обеспечения социально - экономического развития города (в том числе создание условий и стимулов для реструктуризации научными организациями, расположенными в городе, своего научно - технического потенциала в соответствии с реальными потребностями экономики и социальной сферы города);
б) создание и развитие эффективно функционирующей инфраструктуры научно - технической деятельности, осуществляемой в интересах города, и системы управления этой деятельностью;
в) эффективное использование имеющегося научно - технического потенциала для обеспечения устойчивого и динамичного социально - экономического развития города.

Статья 5. Основные принципы научно - технической политики города Москвы

Научно - техническая политика города Москвы осуществляется исходя из следующих основных принципов:
а) инновационная направленность научно - технической политики города и связанной с ней научно - технической деятельности;
б) приоритетность экологичных наукоемких подходов к решению задач развития города;
в) концентрация научно - технического потенциала, усилий и финансовых ресурсов на направлениях, обеспечивающих решение приоритетных проблем устойчивого социально - экономического развития города;
г) преимущественное использование программно - целевого подхода к осуществлению научно - технического обеспечения решения социально - экономических проблем города;
д) использование городского заказа в качестве основного механизма реализации научно - технической политики города;
е) обеспечение высокой социально - экономической эффективности расходования средств городского бюджета, направляемых на реализацию научно - технической политики города;
ж) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, прямой и косвенной поддержки научно - технической деятельности;
з) стимулирование широкого привлечения внебюджетных инвестиций в научно - техническое обеспечение социально - экономического развития города;
и) открытость и гласность научно - технической политики города.

Глава 3. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 6. Государственная научно - техническая политика Российской Федерации и научно - техническая политика города Москвы

1. Научно - техническая политика города Москвы является составной частью государственной научно - технической политики Российской Федерации.
2. Научно - техническая политика города Москвы формируется и реализуется при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы с учетом единой государственной научно - технической политики Российской Федерации и интересов города Москвы.

Статья 7. Основы формирования научно - технической политики города Москвы

1. Формирование научно - технической политики города Москвы осуществляется с учетом положений настоящего Закона на основе утвержденных Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы:
а) перечня приоритетных проблем социально - экономического развития города на среднесрочный период, решение которых невозможно без специально осуществляемого или специально стимулируемого научно - технического обеспечения;
б) концепций научно - технической и инновационной политики города на среднесрочный и долгосрочный периоды, разработанных на основе прогнозов развития города и направленных на решение приоритетных проблем социально - экономического развития города.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи перечень приоритетных проблем социально - экономического развития города и концепции научно - технической и инновационной политики города пересматриваются не реже одного раза в четыре года и, как правило, не чаще одного раза в два года.

Статья 8. Основы реализации научно - технической политики города Москвы

1. Правительство Москвы обеспечивает реализацию научно - технической политики города, в том числе:
а) определение задач научно - технического обеспечения решения приоритетных проблем социально - экономического развития города;
б) формирование научно - технических программ города и отдельных мероприятий, направленных на решение указанных задач;
в) развитие научно - технического потенциала, используемого в интересах города, и инфраструктуры научно - технической деятельности, осуществляемой в интересах города;
г) финансирование на конкурсной основе научно - технической деятельности, осуществляемой в интересах города, из бюджета города Москвы и внебюджетных источников;
д) использование и (или) стимулирование использования научно - технических достижений в городском хозяйстве и на территории города (в том числе при формировании правил, стандартов и иных нормативных актов, регулирующих вопросы социально - экономического развития города);
е) координацию и контроль соответствующей деятельности органов городской администрации.
2. Правительство Москвы может передавать уполномоченным им организациям выполнение функций по формированию конкретных программ и мероприятий научно - технического обеспечения социально - экономического развития города и управлению утвержденными Правительством города программами и мероприятиями.
Порядок финансирования соответствующей деятельности уполномоченных организаций устанавливается Правительством Москвы в положении о конкретной научно - технической программе.
3. Органы власти города Москвы предоставляют налоговые, тарифные и иные льготы, способствующие успешной реализации научно - технической политики города, в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Статья 9. Научно - технические программы города Москвы

1. Научно - технические программы формируются и реализуются в составе целевых программ социально - экономического развития города либо в виде отдельных научно - технических программ, ориентированных на межотраслевое использование их результатов.
2. Научно - технические программы города осуществляются для решения отнесенных к приоритетным в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона проблем социально - экономического развития города.
3. Расходы по финансированию каждой научно - технической программы из бюджета города Москвы отражаются в составе капитальных вложений бюджета отдельной строкой.
4. Правительство Москвы:
а) принимает решение о формировании программы;
б) устанавливает порядок формирования и реализации программы, обеспечивающий ее соответствие научно - технической политике города и предусматривающий в том числе требования по обеспечению инновационной направленности программы, составление перечня обязательных заданий и (или) обязательных результатов программы, разработку критериев и механизмов экспертизы и конкурсного отбора проектов или исполнителей проектов программы, разработку механизма управления программой и ее финансирования, оповещение заинтересованных организаций и граждан о формировании программы, решение иных вопросов, связанных с формированием и реализацией программы;
в) утверждает программу, сформированную в соответствии с требованиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, принимает решение о начале реализации программы, устанавливает сроки выполнения программы и объемы ее финансирования;
г) осуществляет финансирование программы из средств городского бюджета и привлекаемых внебюджетных средств;
д) осуществляет контроль хода реализации программы и при необходимости корректировку программы;
е) оценивает результаты и подводит итоги выполнения программы;
ж) осуществляет мероприятия по использованию и (или) стимулированию использования результатов программы.
5. Организации - исполнители проектов программы в установленном порядке представляют отчетность об использовании средств, выделенных им на выполнение проектов.

Статья 10. Финансирование научно - технического обеспечения социально - экономического развития города Москвы

1. Финансирование научно - технического обеспечения социально - экономического развития города осуществляется за счет средств:
а) бюджета города Москвы;
б) федерального бюджета (в рамках федеральных целевых и иных программ или в соответствии с соглашениями между Правительством Москвы и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти);
в) субъектов Российской Федерации в соответствии с достигнутыми с ними соглашениями;
г) городского фонда поддержки научной и (или) научно - технической деятельности, созданного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) заинтересованных организаций, объединений и иных хозяйствующих субъектов (в том числе в порядке долевого участия);
е) кредитов банков;
ж) иных не запрещенных законодательством источников.
2. Привлечение внебюджетных средств в научно - техническое обеспечение социально - экономического развития города стимулируется путем предоставления налоговых и тарифных льгот в соответствии с действующим законодательством.
Правительство Москвы осуществляет в необходимых случаях консолидацию привлеченных средств в установленном законодательством порядке.
3. Финансирование коммерчески окупаемых научно - инновационных проектов может осуществляться на возвратной основе в установленном порядке:
а) городскими заказчиками или уполномоченными организациями в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы;
б) банками, в том числе под полную или частичную гарантию Правительства Москвы;
в) иными заинтересованными организациями путем предоставления беспроцентного целевого займа.

Статья 11. Открытость и гласность научно - технической политики города Москвы

Открытость и гласность формирования и реализации научно - технической политики города обеспечиваются путем:
а) закрепления основных положений и порядка реализации научно - технической политики в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы;
б) создания при Московской городской Думе и (или) Правительстве Москвы общественных советов и комиссий по вопросам научно - технической политики, действующих в соответствии с положениями о них, утверждаемыми создавшими их органами;
в) привлечения компетентных и заинтересованных научных и иных организаций, общественных объединений, общественных советов и комиссий к разработке указанной политики и подготовке стратегически значимых решений;
г) отбора проектов или исполнителей проектов научно - технических (научно - инновационных) программ города на конкурсной основе;
д) широкого информирования населения города, заинтересованных организаций и общественных объединений об основных положениях научно - технической политики города, мероприятиях по ее реализации, ожидаемых и достигнутых результатах этих мероприятий.

Глава 4. НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
И ИНФРАСТРУКТУРА НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 12. Сеть научных организаций

1. Научным организациям Российской Федерации независимо от их организационно - правовой формы, формы собственности, ведомственной подчиненности и места нахождения предоставляются равные возможности участия в конкурсе исполнителей программ научно - технического обеспечения социально - экономического развития города Москвы.
2. Правительство Москвы содействует созданию и развитию научно - технического потенциала, ориентированного на решение социально - экономических проблем города, в том числе путем:
а) привлечения на договорной основе научных организаций федерального подчинения (в том числе высших учебных заведений) к активному постоянному участию в научно - техническом обеспечении социально - экономического развития города;
б) создания профильных для города научных организаций городского подчинения либо передачи в установленном законодательством порядке в ведение города имеющих необходимую специализацию федеральных научных организаций или их соответствующих подразделений, а также создания научным организациям городского подчинения условий, необходимых для их успешной деятельности;
в) поддержки развития малых научно - технических, инновационных и наукоемких организаций независимо от их организационно - правовой формы, деятельность которых обеспечивает реальное модифицирование структуры промышленности и социальной сферы города в соответствии с задачами его социально - экономического развития.

Статья 13. Инновационное научно - промышленное сотрудничество

1. Поддержка инновационного научно - промышленного сотрудничества в целях повышения конкурентоспособности промышленности города Москвы и эффективности решения проблем социально - экономического развития города является одним из важнейших направлений научно - технической политики города.
2. Указанная поддержка осуществляется в том числе путем:
а) предоставления налоговых и тарифных льгот промышленным предприятиям, создающим и развивающим у себя научные, научно - конструкторские, научно - технологические и т.п. подразделения;
б) информационного и организационного содействия развитию научно - производственной кооперации в области производства и поставки наукоемкой продукции и (или) оказания наукоемких услуг;
в) долевого участия органов городской администрации в финансировании совместно с промышленными организациями города научных исследований, ориентированных на решение приоритетных проблем социально - экономического развития города.
3. Порядок осуществления соответствующей поддержки устанавливается Правительством Москвы.

Статья 14. Система информационного обеспечения научно - технической деятельности

1. Правительство Москвы создает систему информационного обеспечения научно - технической деятельности, осуществляемой в интересах города, и обеспечивает функционирование этой системы.
2. Основными задачами указанной системы являются:
а) сбор, обработка, хранение и распространение информации о задачах научно - технического обеспечения решения проблем социально - экономического развития города, мероприятиях Правительства Москвы, направленных на решение этих задач (включая информацию о научно - технических программах города и конкурсах исполнителей этих программ) и результатах реализации этих мероприятий, органах городской администрации, ответственных за решение данных задач, научных, производственных и иных организациях города, профиль деятельности которых связан с решением указанных задач, потребностях и предложениях этих организаций, а также другой информации (в том числе научно - технической), необходимой для эффективного осуществления научно - технической деятельности в интересах города;
б) обеспечение доступности (в том числе ценовой) соответствующей информации для заинтересованных организаций и лиц;
в) анализ поступающей информации и внесение в Правительство Москвы предложений по совершенствованию деятельности, связанной с реализацией научно - технической политики города, а также иные задачи, решение которых необходимо для информационного обеспечения реализации научно - технической политики города.
3. Информационными центрами, функционирующими в составе данной системы, могут являться организации городского подчинения или иные организации, уполномоченные на это Правительством Москвы.
4. Финансирование системы информационного обеспечения научно - технической деятельности в интересах города осуществляется из городского бюджета в пределах средств, предусмотренных на научно - техническое обеспечение социально - экономического развития города, а также заинтересованными организациями и лицами.

Статья 15. Гранты, премии и стипендии города Москвы

1. С целью повышения престижа научной деятельности и стимулирования творческих успехов ученых города в приоритетных для города направлениях Правительством Москвы:
а) выделяются гранты на проведение фундаментальных научных исследований в интересах города;
б) присуждаются именные премии за выдающиеся научные достижения, способствовавшие развитию города и (или) росту престижа города;
в) устанавливаются именные стипендии студентам, добившимся успехов в научной деятельности, связанной с интересами города.
2. Порядок и условия выделения (присуждения, установления) указанных грантов, премий, стипендий (в том числе их количество и величина) определяются соответствующими постановлениями Правительства Москвы.

Глава 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 16. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и отраслевыми академиями наук

1. Правительство Москвы осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации научно - технической политики города как составляющей единой государственной научно - технической политики Российской Федерации, оптимального развития научно - технического потенциала расположенных в Москве научных организаций федерального подчинения и организаций академий наук, наиболее эффективного использования потенциала этих организаций в интересах города.
2. Взаимодействие города Москвы с федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и отраслевыми академиями наук осуществляется на основе соглашений, предусматривающих в том числе:
а) согласование направлений сотрудничества в сфере научно - технической деятельности;
б) учет потребностей города в научно - техническом обеспечении решения проблем его социально - экономического развития при формировании федеральных целевых, государственных научно - технических, отраслевых и иных программ, тематических планов научных организаций федерального подчинения и организаций академий наук (в первую очередь организаций, расположенных в городе Москве);
в) совместное долевое финансирование согласованных научно - технических и инновационных мероприятий и условия использования результатов этих мероприятий.

Статья 17. Взаимодействие с субъектами Российской Федерации

1. Правительство Москвы осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации в целях наилучшего использования имеющегося в Москве и иных субъектах Российской Федерации научно - технического потенциала, экономии средств на научно - техническое обеспечение решения проблем социально - экономического развития города, сокращения сроков решения этих проблем.
2. Взаимодействие города Москвы с иными субъектами Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, предусматривающих в том числе:
а) взаимное информирование о приоритетных проблемах социально - экономического развития города Москвы и соответствующего региона и задачах научно - технического обеспечения решения этих проблем, планируемых и осуществляемых научно - технических и инновационных мероприятиях, представляющих взаимный интерес научно - технических достижениях;
б) осуществление совместной деятельности по решению задач научно - технического обеспечения решения общих социально - экономических проблем.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. О приведении нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления Закона в силу.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
24 октября 2001 года
N 53